Классический свинцовый паяный витраж – самая старинная витражная технология, пожалуй, с нее и началось развитие витражного искусства. Первые письменные описания этой техники изготовления витражей относятся к двенадцатому веку.
Свинцовый паянный витраж - это витраж, собранный из кусочков стекол, вырезанных по контурам рисунка, в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло. Классические витражи набираются вручную.
Свинцовый классический профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать витражи больших объемов. Наличие нескольких видов свинцового профиля, разного по толщине делает возможным как значительные по величине работы, так и миниатюрные композиции.
Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили.
Сегодня изготовление стекла является высокотехнологичным производством. Оно хорошо поддаётся обработке, стали доступны любые цветовые и фактурные решения.
Техникой классический витраж изготовлены витражи многих памятников архитектуры: старинные замки, в древних храмах, соборах, костелах.
Этап создания классического паянного витража
- Создание рисунка и адаптация его под витражную технологию,
- Выкладывание свинцового витража по шаблону-рисунку.
- Вставка цветного стекла в металлический профиль из свинца, пропаивание мест стыков.
- Нанесение цветных и фактурных покрытий.
- Обкладка свинцом оборотной стороны витража.
В настоящее время свинцовый профиль для изготовления витражей применяется очень редко, разве что для воссоздания интерьеров под старину. Сейчас чаще используют классические витражи в латунном, медном и других жесткометаллических профилях. И это вполне обоснованно, т.к. латунь является более жестким материалом и поэтому после сборки витража не требуется его дополнительно укреплять.
Применение
Заполнение больших по объему пространств, мебельных фасадов, межкомнатных дверей.
При этом степень риска, что изделие со временем деформируется, сводится к нулю.
Недостатки:
- Хрупкость
- Ограниченность рисунка, может не иметь мелких или четко очерченных деталей.
- Дорогой
- Требует много времени на изготовление.
Наиболее популярной техникой изготовления витражей является техника Тиффани, носящая имя его создателя американца Луи Тиффани. В конце 19 века в США Луи Комфорт Тиффани, представитель известной семьи ювелиров, занялся изготовлением витражей. Тиффани произвёл ряд экспериментов, касающихся совершенствования сборки и под его руководством было изобретено несколько новых видов стёкол. За свои произведения из стекла Луи Тиффани был удостоен Гран-при Всемирной Парижской Выставки. Технологией Тиффани пользуются и сейчас изготовители витражей во всём мире. Тиффани используют палитру из более чем 150 цветов и фактур художественных стекол лучших зарубежных производителей.
Технология изготовления витража Тиффани:
Каждому кусочку стекла, из которого состоит рисунок, изначально придается нужная форма, он оборачивается медной лентой и скрепляется методом спайки с обеих сторон оловянным припоем с остальными элементами витража. Готовый витраж покрывается патиной.
Витражи Тиффани отличает прочность и утонченность, по сравнению с другими видами витражей. Кроме того, техника позволять создавать отдельные элементы витражей вогнутыми или выпуклыми.
Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются тонкими и изящными. Тиффани позволяет получать прочные, практически ничем не ограниченные формы и плоскости - помимо традиционных оконных и потолочных решений, возможны и разнообразные светильники, вазы и прочие предметы декора.
Витражи Тиффани на сегодняшний день безоговорочный лидер и фаворит в искусстве изготовления витражей. Техника Тиффани одна из самых дорогостоящих.
Витражи, выполненные в технике «Тиффани» уместны буквально в любом интерьере, будь то гостиная, кухня, ванная комната. Если выбирать между классической техникой изготовления витражей и более современной «Тиффани», то последняя более предпочтительна, т. к. позволяет перекрывать достаточно большие площади благодаря прочности соединений стекла. Витражи, выполненные в технике «Тиффани», могут использоваться для зонирования помещения (межкомнатные ниши, ширмы, дверные проемы). В последнее время очень активно в интерьерах стали применяться подвесные витражные потолки, которые создают эффект объема в интерьер
Фьюзинг - технология изготовления витражей путем спекания стекла в печи при температуре до 800°С. Технология фьюзинга была изобретена в Германии в 1990 году, а после стала популярна и по всему миру.
При спекании стекла в печи, оно расплавляет и образует однородную массу. Фьюзинг цветного стекла заменяет использование металлических вставок для крепления отдельных компонентов. Перед спеканием рисунок составляют из осколков определенной формы и цвета и после нагревания они крепко сплавляются между собой. Изделия, выполненные с помощью этой техники, можно легко узнать по характерному рельефу.
Очень важно правильно выбрать стекло для фьюзинга. Стекло должно быть совместимо друг с другом, в противном случае во время остывания готовое изделие может треснуть.
Преимущества фьюзинга:
- Фьюзинг витражи устойчивы к воздействию влаги, благодаря герметичным швам, появившихся во время спекания.
- Технология фьюзинга позволяет создавать многослойные витражи любой толщины и цветовой гаммы.
Витражи, изготовленные по технологии фьюзинга, внесут в повседневную жизнь яркие краски, поднимая настроение и даря позитивный настрой на целый день.
Техника, при которой листовое стекло, прозрачное или цветное, обрабатывается с помощью сжатого воздуха и абразива (метод «Глубокой пескоструйки»
Глубокая пескоструйная обработка является отдельным видом декора, при котором на стекле формируется глубокий объемный рисунок, схожий с барельефом.
Следует помнить, что глубокая обработка стекла является своего рода стрессом для материала, поэтому при мытье таких поверхностей нельзя применять органические растворители или абразивные вещества. Если стекло прошло такую операцию как пескоструйная обработка стекла, то мыть его рекомендуется щадящими препаратами, после чего обязательно протирать насухо.
Plastic Lead — это новое слово в изготовлении витражей, технология не имеет аналогов и никогда ранее не применялась на территории бывшего СССР.
Это более современная технология лаковых красок и полимерных покрытий. При помощи неё можно нанести витражный рисунок на любую плоскую поверхность.
Суть техники заключается в следующем: на цельное стекло наносится сверхпрочный полимерный контур, после чего промежутки заливаются цветными лаками, которые после застывания образуют неудаляемый слой на стекле. Полимерный контур и цветные лаки, застывая, образуют поверхность, которая будет устойчива к вибрации и механическим воздействиям. Витражи изготавливаются на эксклюзивных английских материалах с использованием высоких технологий. Контур может быть любой степени сложности, причем здесь имеются в виду не только криволинейные, но и геометрически правильные элементы необходимого размера (от нескольких миллиметров до размеров стекла) и конфигурации. Цвет контура может варьироваться: от стандартного черного до золотого, «мокрый асфальт» и серебристого; существует и бесцветный контур, который выглядит, как рельеф на поверхности стекла. Лаки позволяют передавать огромное количество оттенков цвета, кроме того, помимо обычных пигментов применяются и флуоресцентные.
При производстве используется ударопрочное закаленное стекло, что придает витражам уникальные физические характеристики. Размеры одного стекла могут достигать 2000 x 1850 мм (при толщине стекла 4 мм) или 3600 x 1850 мм (при толщине стекла 6-19 мм). Витражные стекла можно свободно комбинировать, учитывая возможность абсолютно точной стыковки элемнтов контура, так что размеры всей композиции в целом практически не ограничены.
Цена витража зависит от размеров и толщины стекла, длины и сложности контура, площади закрашенной поверхности и количества цветов. Срок изготовления сложного витража — около двух недель. Ни одна из представленных на рынке техник изготовления витражей не дает подобного сочетания цен, сроков и качества.Область применения витражей, выполненных по технологии Plastic Lead:
- оконные стекла;
- витринные стекла;
- конструкции с применением больших стеклянных поверхностей: зимние сады, павильоны, стеклянные потолочные плафоны;
- рекламные и информационные вывески, табличики;
- трансформируемые внутриофисные перегородки;
- дверные полотна (в том числе и из цельного каленого стекла);
- элементы мебели (стекла, панели);
- изделия из декорированного стекла: полки, журнальные столки, подставки для цветов, аквариумы и т.д.;
- изделия из зеркал;
- стекла для изготовления стеклопакета (нанесение контура);
- поликарбонатные и другие пластики для изготовления изогнутых витражей;
- светильники — потолочные, настенные (в т.ч. с применением сменных витражных стекол);
- панно с подсветкой (в т.ч. ультрафиолетом) для создания эксклюзивных интерьеров — светящиеся картины, «ложные окна» и т.д.
Возможности технологии Plastic Lead практически не ограничены. Технология нанесения контура и лаков вручную близка к росписи, поэтому художник может создать даже портрет. Кроме того, специализированные полимерные лаки позволяют наносить рисунок на любые материалы - стекло, зеркало, дерево, плитку, пластик - была бы гладкая поверхность. Роспись по стеклу устойчива к ультрафиолетовому излучению - то есть не выгорает. Она не боится влаги и перепадов температур, поэтому может украсить бассейны, ванные комнаты и даже аквариумы. Витражи Plastic Lead легко встраиваются внутрь стеклопакетов, повышая их эксплуатационные свойства, поэтому они нашли широкое применение в металлопластиковых окнах.
Ухаживать за такими витражами чрезвычайно просто: они моются как обычное стекло с помощью любых средств для стеклянных изделий или окон и мягкой губки.
Витраж постепенно перестает считаться предметом роскоши, так как по мере внедрения новых материалов и автоматизации процессов производства удается сократить сроки изготовления и уменьшить стоимость витража.
Срок службы такого витража, даже если он будет расположен на открытом воздухе, исчисляется даже не годами, а несколькими десятилетиями.
Пескоструйное декорирование - это технология обработки стекла, основанная на механической обработке поверхности воздушной струей с частичками абразивного материала. Данный метод обработки стекла является самым популярным методом декорирования. С помощью этой технологии, художественное стекло можно получить, применяя трафареты или шаблоны. В результате получается трехмерные изображения с глубокой рельефной структурой.
Пескоструйная обработка позволяет получить рисунок любой сложности, вплоть до воспроизведения фотографии. Подготовленное изображение печатается на прозрачной пленке, затем прикладывается к специальной пленке, наклеенной на поверхность стекла. После чего конструкция выдерживается под ультрафиолетовым излучением, которое вызывает отвердевание освещенных экспонированных участков. Неэкспонированные участки тщательно вымывают и получается трафарет желаемого рисунка. Затем, через сопло под давлением подается абразивная пыль на поверхностью стекла, контактируя с глянцевой поверхностью, огрубляет ее и разрушает, выбивая на поверхности стекла частички стекла. После чего с помощью фото-маски можно производить многостадийную обработку стекла, последовательно удаляя существующие части шаблонов. Рисунок получится с различной зернистостью и глубиной обработки. После обработки используется покрытие не токсичным химическим составом, предотвращающим загрязнение поверхности и придающим ей гидрофобные (водоотталкивающие) свойства.
Рисунки можно наносить с одной стороны или с двух. При матировке с одной стороны возможно с помощью разной глубины создавать изображения с эффектом барельефа, так называемая глубокая матировка. При двусторонней работе возможна матировка контуров с одной стороны и фона с другой, подчеркивая таким методом толщину стекла и увеличивая его эстетическую ценность. Такого рода матировка позволяет получить стекла, через которые не видно, что находится за дверью и в то же время хорошо пропускающие свет.
Обработанное пескоструйным методом стекло часто используется в качестве вставок для дверей из различных материалов, однако, для цельностеклянных дверных полотен, подвергаемых последующему термическому закаливанию, как правило, применяется метод химического матирования.
Фацет - обработанная скошенная боковая грань лицевая сторона кромки стекла.
Фацетированный витраж - это техника создания витража из фацетированных кусочков стекла, композиция которого носит орнаментальный характер. Для производства фацетированного витража используется стекло толщиной от 5 до 25 мм, которое разрезается на небольшие кусочки, имеющие кромку в 1,5 мм. Чтобы получить широкую фаску, требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Стекла, в данном случае, скрепляются между собой с помощью блестящего латунного профиля, который гораздо прочнее любого другого. А за счет того, что фацетированное стекло идеально подгоняется по рисунку и зачастую закреплено в профиле с помощью специального клея, прочность витража позволяет использовать его, например, в остеклении дверей без какой-либо дополнительной защиты.
Использование стеклянных фацетированных элементов, уложенных в геометрические узоры, позволяет добиться великолепного хрустального эффекта.
Такое изделие обладает высокой прочностью и стойкостью к перепаду температур. Фацет витраж из-за своей значительной толщины оптимален для декора дверей и корпусной мебели. Медная оправа, используемая в изготовлении витражей, имеет золотистый цвет и добавляет торжественности и царственного блеска в готовые предметы мебели. Особый эффект создаст двойной фацет, создаваемый с помощью последовательного соединения малого и большого фацетов.
Поделиться с друзьями: